eMap DLx? 366$ - Наиболее оптимальный вариант. Прибор имеет слот для карт памяти (карта 16 мб в комплекет), большой хорошо читаемый (с низким разрешением) экран, выход для внешней антенны. Есть звуковая сигнализация. Негерметичен. Батареи ? два элемента ?АА?. Внешнее питание не более 4 В. Из недостатков: короткий трэк ? 2048 точек, не подсвечиваются кнопки, отсутствуют некоторые автомобильные ?примочки? меню, свойственные GPS 3+, которые собственно и не нужны основной массе пользователей.
eTrex Vista ? 430$. Высшая ступень эволюции етрэксов. Аналогична Легенде, но имеет магнитный компас, барометрический высотомер и 24 Мб памяти.
GPS 3+ - 450$. Один из лучших приборов. Питание до 32 В. Батареи четыре ?АА?. Имеет ряд недостатков ? маленький объём памяти ? 1.44Мб, нет звукового сигнала, небольшой экран с низким разрешением, короткий трэк 1900 точек, высокая цена, которая оправдывается качеством и количеством полезных функций.
GPSMAP 76 ? 435$. Интересное развитие емапа. При всех достоинствах: большой экран с высоким разрешением, автомобильные ?примочки?, трэк 10000 точек, но имеет существенные недостатки ? деградировали некоторые разделы меню и алгоритм самого меню, неудобное управление, отсутствие разъёма для карт памяти, небольшой объём памяти (8 Мб), высокая цена. Батареи ? два элемента ?АА?. Внешнее питание до 32 В. Тем не менее, эта модель пользуется большим успехом как у нас в стране, так и за рубежом.
5. В среднем, около 537-780$ - Высшая ценовая категория, рассматриваемая нами. В данной группе бесспорный лидер GPSMAP 176.
GPSMAP 76S ? 537$. Похож на GPSMAP-76, но с магнитным компасом и барометрическим высотомером, память для загружаемых карт - 24 МБ.
GPSMAP 176 ? около 620$. Наиболее удобный автомобильный навигатор. Наибольший (из рассмотренных) экран с высоким разрешением, удобное управление. Имеет разъём для карт памяти (карта в комплект не входит 85-230$). Мощный процессор позволяет быстро прокручивать карту, пожалуй лучшая скорость из рассматриваемых приборов. Чувствительность не лучшая - наружная антенна обязательна! Питание ? четыре ?АА?, внешнее до 40 В. Кронштейн, интерфейсный кабель и провод питания в комплекте. Из недостатков ? имеет короткий трэк 2500 точек, громоздкий ? неудобен при пеших походах, хотя для автомобиля это и не важно.
GPS-V DLx ? около 640$. Сверх навороченный 3+ . Размер экрана остался прежним, зато его разрешение чрезмерно увеличили ? очень удобен в автомобиле. Появился звуковой сигнал, а память увеличили до 19 Мб. В качестве особого наворота ? автопрокладка маршрутов (по базовой и специальным картам) ? для России не особо актуально. Длинна трэка выросла несущественно ? 3000 точек. По сравнению с 3+ чувствительность приёмника снизилась, скорость позиционирования увеличилась. Внешние питание до 35 В. В комплекте: Диск с подробными картами западной Европы, кронштейн, интерфейсный провод и провод питания. Неплохая и удобная модель.
GPSMAP 176С ? около 780$. Цветной 176-ой. Снят с производства. Из недостатков ? прожорлив, экран плохо читается на ярком солнце. Своеобразное отображение некоторых объектов карты (например болота отображаются как ледники).
6. от 450 до 880$ в среднем. Новые модели: eTrex (Legend)Vista Color, GPSMAP 76C(S), GPSMAP 60C(S), и GPSMAP-276С. Это приборы ?четвёртого поколения? - у них полноценные цветные экраны (TFT), большой размер памяти (24-56-128 Мб), высокоскоростной USB интерфейс, современное меню, автопрокладка маршрутов (кроме eTrex), трэк 10000 точек. Увеличенное время работы от батарей. Внешнее питание до 36 В. Из недостатков, пожалуй, высокая цена и потеря в разрешении экрана у некоторых приборов.
Из приборов нового поколения наилучшим для автомобиля конечно будет GPSMAP 276C, для пеших походов наиболее удобным будет GPSMAP 60 ? удобный дизайн, мощная внешняя антенна?
Подробнее ознакомится с наиболее популярными моделями навигаторов разного класса Вы можете здесь..
Аксессуары.
Наиболее полезными аксессуарами являются: интерфейсный кабель для ПК ? 15-25$ (входит в комплект большинства приборов), ?прикуриватель? 25-30$, сэкономит батарейки. Комбинированный кабель 30-35$ ? позволит одновременно запитаться от бортовой сети и производить обмен данными с компьютером. Внешняя антенна ? 45-110$ необходима при использовании в автомобиле. Для приборов не имеющих антенного разъёма подойдет индуктивная антенна - 110$. Чехлы 10-25$ сохранят товарный вид прибора, предохранят от механических повреждений, но, несколько, затруднят работу с прибором. Крепление для автомобиля, велосипеда 30-40$ ? кронштейн, позволяющий в двух плоскостях отрегулировать положение прибора, для его удобного обзора. Карточки памяти (65-230$) для загрузки карт объёмом 8-128 Мб.
Большой выбор всевозможных аксессуаров (самый широкий ассортимент в СНГ) для GPS можно найти здесь.
Как пользоваться GPS.
1. Установка в автомобиле.
Для установки например на велосипед достаточно всего лишь купить нужный кронштейн и установить в удобное мето.
Автомобильные (морские) кронштейны бывают трёх видов: на двухстороннем скотче (перманентном и многоразовом); на шурупах - для тяжелых моделей (GPSMAP 276C); на присоске для стекла. Большинство кронштейнов оригинальные - Гарминовские. Но для крепления к стеклу тяжелых приборов есть кронштейны RAM с мощной присоской и удобной ?рукой?.
Стоимость этих кронштейнов приблизительно 30-60$.
На панели автомобиля навигатор без наружной антенны необходимо установить как можно глубже под лобовым стеклом, для лучшего приёма спутников: чем больше неба будет видеть прибор тем лучше! В автомобилях с подогревом ветрового стекла и, особенно, с микроволновой защитой (металлонапыление) ветрового стекла работа прибора затруднена. Необходима наружная Антенна (45$).
Если антенна выносная, то место надо подобрать удобное для обзора: так чтоб было не слишком далеко от глаз и чтоб не закрывало часть вида ветрового стекла или приборы. Универсальная установка - по середине, так чтоб при простом повороте прибор можно было ориентировать к штурману или к пилоту. В идеальном экипаже прибор установлен для обзора штурманом - пилота ничто не должно отвлекать от дороги. Однако не всегда есть штурман, или иногда пилот сам хочет поучаствовать в процессе навигации... в общем компромиссный вариант - и пилоту и штурману самый универсальный. Иногда ставят только для пилота, в левую половину панели...
Перед окончательной установкой рекомендуем посмотреть как всё будет выглядеть в тёмное время суток: возможно экран прибора будет бликовать или наоборот свет его подстветки будет мешать...
Питание. В ?автомобильных? приборах (3+, 5, 176, 276) заявлен разброс допустимого питания 6-40 Вольт. Кабель идущий в комплекте с прибором имеет предохранитель (бесполезный в нижеописанных случаях) и подсоединяется к бортовой сети на прямую, без понижения напряжения. Однако, в случае отсоединения клеммы Аккумулятора на работающем моторе или из-за не исправности Генератора или в ином случае перепада напряжения в бортовой сети (Характерно для УАЗов), прибор сгорает! Это не гарантийный случай, а ремонт дорог. Чтоб этого не случилось необходимо использовать кабель питания от старой модели ?GPS 12? (30$). Его адаптер выдаёт 5-8 вольт, а не питает прибор на прямую, от бортовой сети. В качестве побочного эффекта - прибор может перестать само выключаться при потере внешнего питания.
2. Работа.
Персональный навигатор GPS Garmin не так уж прост в эксплуатации. Пользователю необходимо внимательно и неоднократно прочитать инструкцию, попрактиковаться в работе, потом опять почитать инструкцию... Прежде чем удастся использовать прибор ?на всю катушку?. Конечно самые простые вещи - отметка текущей точки (нажатие и удержание кнопки ?enter? или ?mob?), навигация на запрограммированную точку, определение текущих координат... не требуют глубокого изучения прибора, но вот с правильной работой путевого компьютера, составлением маршрута, навигацией по пройденному пути... придётся повозится!
Пытаться научить пользоваться прибором в этой короткой статье бессмысленно, постараемся дать просто полезные советы. Если прибор не Русифицирован и английская терминология вам не подходит мы русифицируем прибор. У нас есть и русские инструкции. Инструкция однозначно должна быть на русском языке, а вот русификация прибора на наш взгляд не всегда нужно, всё-таки лучше овладеть маленьким словарным запасом навигатора, тем более что не все продавцы приборов могут предоставить столь же качественную русификацию как мы (корректный перевод, качественный шрифт, последняя версия ПО). Последняя версия программного обеспечения для приборов всегда доступна на сайте производителя. Внимание! При препрошивке ПО обязательно установите новые батареи. При обновлении ПО могут не сохранится пользовательские данные (точки, трэки, настройки) данные необходимо сохранить на компьютере. Русификация, если она была, будет уничтожена - Гармин не делает прошивки с русским языком!
Советы.
Уже ?прошлись? по питанию от прикуривателя и перепрошивке софта. Батарейки. Почти все Гармины используют две или четыре ?пальчиковые? АА, реже ААА. При подключении внешнего питания батареи не заряжаются, даже напротив происходит небольшой разряд. На ?солевых? батареях приборы работают существенно меньше, необходимо использовать алкалиновые батареи. Выгоднее использовать Аккумуляторы (от 20$ зу 220в, с четырьмя аккумуляторами ?1800?). Для их зарядки в автомобиле можно использовать специальный ?чарджер? (40$ с четырьмя аккумуляторами ?2100?). Альтернативный вариант - использование домашней зарядки в адаптере 12/220В (от 50$).
При долгом хранении прибора рекомендуем установить в него Алкалиновые батареи и раз в пол года менять их, таким образом сохранится работоспособность внутренней батареи прибора на долгие годы.
Не пытайтесь ?изобрести? кабель питания, если нет достаточных навыков! Приборы Гармин очень требовательны к напряжению и легко портятся от не правильных адаптеров.
eMap - строго не более 4 Вольт, eTrex - не более 5 Вольт, GPS 12 - не более 8... Например телефонные зарядные устройства совсем не подходят для питания Навигаторов - возможны скачи напряжения!
Большинство поломок приборов приходится именно на подачу неправильного питания.
Для защиты стекла от царапин можно использовать чехол (от 10$) или защитную антибликовую плёнку от КПК. Поцарапанное стекло можно отполировать в часовой мастерской. Все приборы можно окунать в воду, даже eMap, который ?не герметичен? - проверено! Однако не стоит делать это специально!!! Со временем приборы могут терять герметичность...
Антенна. Антенна или та часть корпуса в которой она расположена всегда должна быть сориентирована к небу. Рабочее положение GPS 12, eMap, eTrex - горизонтально, экраном вверх или с небольшим наклоном, как раз так чтоб было удобней читать экран. Часть над экраном - как раз место расположения антенны, её не надо закрывать. Прибор будет работать и в вертикальном положении, например в автомобиле, но тогда приём спутников ухудшится. У GPSMAP 176, 176C, 276C, II+, III+, V и подобных антенна должна быть сориентирована вертикально вверх. У приборов GPS 72-76 антенна расположена в верхней части корпуса. В отличии от eTrex антенна цилиндрическая и по этому рабочее положение прибора - вертикальное или с небольшим наклоном от вертикали. 76-ой будет работать и в ?нерабочем?, горизонтальном положении, но несколько хуже.
Точность. На странице спутников прибор показывает некую точность, алгоритм определения которой секрет Гармина, в метрах... Замечено что иногда эта цифра может отличаться от реальной точности как в большую так и в меньшую сторону, причём в большую сторону погрешность может отличаться на порядки!!! Самые известные ситуации падения точности - все принимаемые спутники находятся на одной линии, количество принимаемых спутников меньше четырёх, плохие погодные условия (мокрый снег, туман и облачность) при не оптимальном расположении спутников... Бывает такое: прибор сообщает о точности 100 метров и при этом отображает ваше местоположение в сорока километрах от реального! Это конечно редкость, хотя однажды был совсем эксклюзивный случай: я убрал не выключенный прибор в карман брюк... батарейки как раз были на исходе и вскоре прибор выключился. Когда я поменял батареи, то очень долго пытался понять что с экраном прибора и почему прибор так долго не может найти спутники (как при ?холодном? старте). Был я в лесу, просеки на расстоянии 1-2 км, на экране отображается только лес и никаких просек, масштабирую... вот масштаб уже 500 км а на экране так больше ничего и не появилось ни дорог ни населённых пунктов! Оказывается это не лес! Океан на монохромных дисплеях отображается тем же тоном! Прибор унёс меня куда-то за Новую Зеландию!
Бывает и обратная ситуация: прибор показывает точность 100 или даже 200 метров, а на карте вы видите дорогу и свой вчерашний трек в пяти метрах от сегодняшнего, при этом вчера точность была 5-10 метров. Как проследить истинную точность прибора? В большинстве случаев информация прибора близка к истине. Но если требуется снять точку или прописать трэк с высокой точностью, да ещё в условия плохого приёма (в лесу например), то определять точность надо косвенным путём: следить за страницей спутников. Чем больше прибор видит спутников, чем выше уровень их приёма тем лучше точность. Имеет значение и расположение спутников относительно горизонта. Четыре спутника у линии горизонта, удалённые друг от друга на 90* дадут результат с минимальной погрешностью, соответственно чем меньше удалены друг от друга спутники и чем ближе они к зениту тем ниже точность.